Экзегетическая работа по отрывку Матфея 23:37-39

1. Контекст

Сначала следует сказать несколько общих слов о том, где и когда были произнесены слова, которые будут рассматриваться в этой статье, и которые можно назвать как «Плач о Иерусалиме».

Евангелист Матфей, чьим изложением мы и будем заниматься в основном, помещает их в конце 23 главы. Иисус находится в храме, и произносит свое последнее поучение к народу, начиная с 21:23. Это события предпасхальной недели, незадолго после Его торжественного въезда в Иерусалим, и также немного ранее Его страстей. Храмовой речи предшествовало очищение храма от продающих и меняющих и проклятие смоковницы. Иисус напомнил всем о назначении храма — быть домом молитвы для всех народов.

В храме произошло столкновение Иисуса с первосвященниками и старейшинами народа. Они требовали объяснений почему Он делает, то что делает. В своей храмовой речи Иисус обращается в основном к ним и к другим лидерам(22:15, 16). И однако же в храме присутствовал и другой народ (22:33).

Иисус рассказал ряд притчей. Это была притча о двух сыновьях, в которой Иисус показал что мытари и блудницы, принявшие Иоанново крещение идут в Небесное Царство впереди них. Это была притча о злых виноградарях, которая во многом перекликается с рассматриваемым отрывком, и которая в первую очередь также была адресована религиозным лидерам. Следующей была притча о званных на пир, противопоставляющая званным, пренебрегшим пиром, нищих, больных и всяких проходимцев. Званные, не отозвавшиеся на призыв, также явно соотносятся с религиозными лидерами, пренебрегшими приглашением Христа.

За притчами следовало три беседы-искушения. Фарисеи и иродиане спрашивали Иисуса о плате налогов. Саддукеи подняли вопрос воскресенья. Далее последовал вопрос законника о высшей заповеди и последовал ответ Иисуса.

Искушающие ничего не достигли. Они не могли уловить Иисуса и Его ответы были совершенством мудрости. И далее уже говорит только Он. Он цитирует второй псалом, показывая превосходство Христа над Давидом. И 23 глава полностью посвящается обличению религиозных лидеров. Он обличает их лицемерие, их показную религию и гордость. Они затворяют Царство Божье, хотя должны были открывать его. Их миссия — порождение ада. Они жадные. Они оставили важнейшее в законе. Они исполнены лицемерия и беззакония, как окрашенные гробы. Они украшают памятники праведников, которых убили их отцы, и в то же время сами готовятся убить Сына Божия.

В стихах 33-36 Иисус провозглашает суд на фарисеев и на весь сей род. Они не убегут от осуждения. С них взыщется кровь всех пророков. Это были те пророки, которые были посланы к Израилю. И 34 стих говорит об этом процессе в будущем времени.

Затем помещен рассматриваемый отрывок — плач о Иерусалиме. И 24 глава уже повествует об аппокалиптических событиях. Храм будет разрушен. Придут лжехристы, будут войны, стихийные бедствия. И Иисус призывает учеников к верному ожиданию Его второго пришествия.

Стоит упомянуть о том, что у Луки отрывок, который можно назвать плач о Иерусалиме стоит совершенно в другом контексте (Лук. 13:34-35). Похоже, согласно Луки эти слова были произнесены на пути в Иерусалим (Лук. 13:22), в ответ на предостережения относительно угрозы со стороны Ирода. Слова Иисуса у обоих евангелистов фактически идентичны, и это делает весьма мало возможным повторение ее Иисусом дважды1. Скорее один из евангелистов помещает их вне их настоящего контекста. И это делает скорее Лука, чем Матфей2.

2. Обзор

Иерусалим, Иерусалим. Говоря ранее в основном с фарисеями и иными религиозными лидерами, провозглашая им суд, Иисус теперь обращается к Иерусалиму. Сам Иисус находится в Иерусалиме сейчас. В контексте Евангелиста Луки ясно видно, что речь идет о физическом городе Иерусалиме, и, соответственно его обитателях. Здесь также Иисус говорит о Иерусалиме, убивающий пророков. Наш Господь погибнет в Иерусалиме, и мы укажем далее, что Иисус, говоря эти слова, смотрит вперед на Свою смерть. Потому самым естественным будет под Иерусалимом, понимать город Иерусалим.

И однако же Иерусалим не только город, но это столица Божьего народа, место, где находился храм Божий. Место куда стекались паломники. Место, где заседал синедрион. Сейчас приближался праздник Пасхи, и Иерусалим был полон паломников, которые собрались на празднование праздника, являющегося важнейшим выражением иудейской религии. Потому под Иерусалимом можно понимать и олицетворение Израильского народа, не просто как физического народа, но как народа завета, причем в его религиозности.

Повторение «Иерусалим, Иерусалим» указывает на жалость и сострадание, с которыми Иисус говорит эти слова3. Иерусалим является Божьим городом. Он являлся Божьей отрадой, столицей верной. Но также это была столица народа Иисуса4. Повторение «Иерусалим, Иерусалим» подобно тому, как Давид плачет о своем сыне «Авессалом, Авессалом».

«избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе». Слова Иисуса поэтичны5. Он использует повторения для выражения Своей мысли и Своего чувства. Повторение безусловно указывает на повторяющиеся действия. Иисус характеризует Иерусалим, как город, который избивает пророков и побивает камнями посланных к нему. Камнями был побит Захария, о котором ранее говорил Иисус (2 Пар. 24:21). Согласно закону Моисея смерти должно было предавать ложных пророков, тех, что соблазняют Израиль служить иным богам (Втор. 13:5). В иудейском предании говорилось, что таковые должны быть побиты камнями6. К подобной смерти приговаривались за самые отвратительные преступления. Но в Иерусалиме, который некогда был назван верной столицей, в которой обитала правда, происходило все наоборот. Смерти предавались пророки, которые были посланы к нему Яхве. Те, кто учил истине, были убиваемы как преступники. Это отношение Израиля к Божьим пророкам точно суммировано во 2 Паралипоменон 36:15,16.

Также эти слова дивно перекликаются с притчей о виноградарях, которую Иисус рассказал раннее. И, говоря эти слова, Иисус безусловно смотрит вперед и на собственную смерть в Иерусалиме. Это очевидно как здесь, так и в отрывке у Луки. И, безусловно, Иисус крайне скорбит о том, что Иерусалим поступает так.

«сколько раз хотел Я собрать детей твоих». Эти слова опять Иисус адресует Иерусалиму и его детям. Дети Иерусалима — его жители (Иоиль 2:23, Ис. 54:1, Ис. 49:21). «Сколько раз хотел» отражают как желание так и действие. Хотя у синоптиков не упоминаются предпасхальные посещения Иисусом Иерусалима, но эти слова показывают, что Иисус7 был в Иерусалиме и ранее и проповедовал в нем. Вся трехлетняя миссия Христа была направлена прежде всего на Израиль. Он призывал Израиль к покаянию и возвращению к Богу. Его сердце и проповедь были обращены и к Иерусалиму.

Однако, здесь говориться и о Божественном призыве к Иерусалиму. Иисус говорит о посланных к нему. И затем говорит о Своем желании собрать его детей вокруг Себя. Этим Христос явно отождествляет Себя с Богом и говорит как Бог Израиля. Как Тот Бог, Который посылал пророков к Иерусалиму, который говорил через пророка: «Возвратитесь, мятежные дети» (Иер. 3:22). И безусловно, речь идет не только о Иерусалимлянах, но и о всех чадах Израиля.

«как птица собирает птенцов своих под крылья». Христос использует поэтический образ для того, чтобы описать Свое желание собрать детей Иерусалима. Он сравнивает Себя с птицей, собирающей Своих птенцов к Себе под крылья. Это очень нежный образ, полный любви и заботы. Этот образ не раз используется в Ветхом Завете, описывая отношения Яхве с Израильтянами. Яхве носил Израильтян как орел Своих птенцов на крыльях, когда выводил их из Египта (Исх. 19:4), Он как орел носился над ними (Втор. 32:11), распростирал над ними Свои крылья и носил их. Эти слова обращены к Иерусалиму, к тем, кто убивал посланных к нему. В образе птицы, собирающей своих детей под крылья, проявлена одновременно нежность и забота и также желание защитить от опасности (Ис. 31:5). Это указывает на возможную опасность.8

«и вы не захотели». Нежелание иерусалимлян быть собранными Богом, противопоставляется Его желанию собрать их. Это можно понимать и как упорное сопротивление Божьим призывам Израиля на протяжении ветхозаветной истории, и как их ожесточенное неприятие призывов Христа. Слова «не захотели» уже указывают на упущенную возможность. Они также перекликаются с сетованием пророков на упорство Израиля.

«Се, оставляется вам дом ваш пуст». Эти слова звучат как вынесение приговора и одновременно как печальное заявление неизбежности. Под домом предлагается понимать весь Израиль, ведь неоднократно ветхий завет говорит о доме Израилевом (Исх. 16:31, Пс. 134:19, Ис. 5:7). Можно также понимать и Иерусалим, потому что Иисус обращается к Иерусалиму. И однако мне представляется более вероятным и естественным отождествление дома с домом Божьим, храмом. Тогда ясно почему Иисус обращаясь к Иерусалиму, говорит не о нем самом как о доме, но о доме, который принадлежит Ему. Более того, сейчас Иисус находится в храме, и 24:1 говорит о том, как Он покидает храм. В таком случае слова Христа перекликаются с видением Иезекииля о славе, отошедшей от храма (Иез. 10:18), и с другими ветхозаветными пророчествами о опустошении храма (Иер. 22:5). Кроме того Иисус говорит и о Себе самом (24:1)9.

Слово «пуст» может быть понято и в значении «опустошен», предсказывая происшествие 70 года, когда Израиль, Иерусалим и этот храм в частности будет опустошен и разрушен.10 Это вполне вероятно, если принять во внимание апокалиптические слова Христа в 24 главе (24:2). Если принять во внимание контекст как этого отрывка, так и тот, что мы имеем у пророков, вполне вероятным представляется и то и другое значение. Иезекииль описывает видение, где слава Господня отходит от храма, и затем также описывается разрушение города. Сначала храм опустошается изнутри (Бог оставляет его), и затем он опустошается в буквальном смысле. Это вполне соответствует завету о храме, который был заключен Богом с Соломоном. Бог отвергает храм от Своего лица и затем делает Его притчей и посмешищем, наводит на него бедствие (3 Царств 7:7-9).

Говоря «дом ваш» и «остается вам», Господь как бы говорит, что у Него больше ничего общего с храмом нет. Это уже не Его дом, но их дом. И это точно соответствует тому, что было сказано Соломону.

«Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне». И эта фраза подтверждает предыдущий вывод о том, что Иисус говоря о пустом доме, говорит о Себе Самом. Он Сам покинет дом и они больше не увидят Его. Он скоро будет убит и не будет больше являться народу.11 Его будут видеть лишь ученики. Он же не будет более говорить с народом, и это Его последняя речь.

«доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне». Это, пожалуй, самое сложное место для толкования. Во-первых, следует разобраться со словом «доколе». Его можно понимать либо как пророчество, либо как условие. Во-вторых, Христос цитирует то же приветствие пилигримов, которым Его встречали во время торжественного въезда в Иерусалим. Это цитата из Псалма 117:26. Интересно, что в 117 псалме, она находится недалеко от не менее известного стиха «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (22). И это точное описание того, что происходит сейчас.

Этим самым Он показывает, что не удовлетворен тем приветствием. Хотя они приветствовали Его, въезжающего в Иерусалим, и однако же они вскоре будут увлечены вслед за своими лидерами и предадут Его смерти. Их приветствие не было сердечным. Потому всю фразу можно понимать, так, что Иисус вернется лишь тогда, когда их сердечное настроение измениться, и они действительно встретят Его как Мессию. Либо же можно говорить о том, что они обязательно будут приветствовать го так, когда Он вернется. Либо же можно понимать эти слова, что Он не вернется потому что они никогда не произнесут этих слов12. Этим вопросом мы будем заниматься далее.

3. Некоторые богословские темы

1. Христос — Мессия евреев, воплощение заветной верности и любви Бога.

Этот отрывок очень живо и драматично раскрывает отношения Господа Иисуса и Израильского народа. Господь Иисус Христос был частью избранного народа. И в то же время Он был послан к избранному народу Богом, для того, чтобы собрать его, обратить его к Богу. Ветхий Завет обещает приход Христа именно для евреев и из их среды (напр. Втор. 18:15, Ис. 40:1-5).

И наш Господь Иисус вполне явно воплотил это чаяние в Своей жизни и служении. Он является и полным выражением, воплощением религии Иудеев. Он пришел как еврей и прежде всего для евреев. Его служение в основном было направлено именно на них. Он им проповедовал покаяние и веру в благую весть. Он среди них совершал чудеса. Он призвал учеников из их среды. И Он точно резюмирует это словами: «сколько раз Я хотел собрать детей твоих».

В этих словах, как и в самом служении Христа, отображена заветная верность и любовь Бога. Ветхий Завет ярко свидетельствует о благоволении Бога к Своему народу. Бог, заключивший завет с отцами Израиля, и с самим Израилем на Синае, верно хранил его. Основой этого завета была лишь Его любовь. И заветные отношения характеризуются Божьей верностью и любовью. Вся история Израиля пропитана их выражением. Христос же явился их кульминацией и самым ярким выражением.

2. Упорство Израиля

Заветная любовь Бога и Его верность к Израилю существовала на фоне равнодушия и неверности Израиля. Израиль постоянно нарушал заветную верность. Бог хотел его собрать, Христос хотел его собрать, и это значит не что иное, как то, что он отвращался от Бога. И это подтверждается всей ветхозаветной историей.

При этом в своем упорстве Израиль стал жестким, злым. Он не просто отвратился от Бога, но он высказывал ожесточенное, злое отношение к Нему. В притче о виноградарях, они названы злодеями. И точно такое слово применимо к Израилю, выражением которого являлся Иерусалим. Они были злодеями, которые убивали пророков и посланных к ним.

Здесь можно подумать и о том, что отношение к Богу вряд ли может быть нейтральным. Христос противопоставляет любовь к свету и тьме, истине и лжи. Кто любит тьму ненавидит свет. И однако, интересно то, что эта ненависть, активное и упорное противление было так ярко выражено именно в Божьем народе, когда он отвернулся от Бога. Возможно, причиной этому, является более глубокое осознание вины за свое отвращение.

В любом случае именно на таком фоне является заветная любовь и верность Бога. Потому любовь Божья была явлена как жертвенная и долготерпеливая любовь. Из поколения в поколение Бог продолжал призывать Свой народ. Он посылал к нему Своих рабов, пророков, с тем, чтобы они были убиты. В конце-концов, Он послал Своего единородного Сына. И Он также будет убит.

Здесь можно подумать и о «чувствах» Бога. Правда ли Бог сострадателен? Правда ли Его оскорбляют грехи людей? Правда ли Он скорбит об их злодеяниях? Во Христе мы видим, что это безусловно так. Христос яростно обличает Израиль и особенно его лидеров и провозглашает суд на них. И однако же Он выражает Свою скорбь о них. Он говорит о них, приводя образ полной заботы и любви. Потому любовь, забота, сострадание Христа вполне реальны. И они так же проявлены в Боге Ветхого Завета. Ведь образ, который использует Христос не раз используется и ветхозаветными авторами, когда они описывают отношение Бога к Израилю.

И однако не стоит из этого отрывка выводить универсальное отношение Бога ко всем людям. Ведь ясно, что говориться лишь о народе, с которым Бог связан узами завета. Кроме того, на мой взгляд здесь скорбь Христа скорее связана именно с грехами народа, который отвергает Бога, причем в такой ужасной ожесточенной форме, чем с судом, грядущим вследствие этого отвержения. Хотя место у евангелиста Луки (19:42-44) свидетельствует и о скорби из-за грядущего бедствия.

Также я сомневаюсь в том, что воля Израиля выступает ограничителем Божьей воли.13 37 стих выражает Божье желание во Христе собрать детей Иерусалима к Себе. И однако же Ему противостояла противоположная воля Израильтян, которые не хотели быть собранными. Это ясно вытекает из текста и с этим стоит согласиться. И однако же стоит ли из этого делать вывод, что Бог не мог ничего делать против воли Израильтян.14 Текст об этом не говорит. И напротив, мы имеем ряд ветхозаветных отрывков, которые связывают обращение Израиля исключительно с действием Божьим (Иез. 36:25-27).

3. Христос — краеугольный камень Божьего завета, отвергающий Его будет осужден.

На протяжении веков Бог являл Свое долготерпение. И однако же ему есть предел. Как Христос явился полнотой выражения Божьей заветной верности, Он также явился и ее пределом. Когда иудеи отвергли Христа, у них уже не осталось более места для Божьего долготерпения и теперь их ожидает суд Божий.

Причиной суда Божия прежде всего является их упорное противление Богу. Они упорствовали в своем нежелании обратиться к Нему и быть верными Ему. Они зверски убивали рабов Его пророков, хотя Он и жалел и долготерпел их. И однако же теперь, когда они отвергли Христа, предел долготерпения был вычерпан.

Это и неудивительно. Отвергнув Христа, даже придав Его смерти, они явно отверглись Самого Бога. Христос является краеугольным камнем, которым испытывается истинность поклонения Богу. Во Христе Сам Бог пришел к Израилю и потому на поверку их религия оказалась безбожной. Ведь они отвергли Самого Бога.

Суд Божий состоит прежде всего в том, что Бог отвергает Свой народ. Он покидает его. И это равнозначно покинутости Христом. Дом Иерусалима, Божий храм, сосредоточие Израильской религии, поклонения Богу отвергнув Христа Сам, в свою очередь, был покинут Им. И вместе с Ним, Бог покинул храм, и храм остался пустым. Вместе с храмом и Иерусалим, и весь Израиль.

Иисус совершенно однозначно соотносит опустошение храма и Свой уход. Тем самым Он показывает, что является воплощением и смыслом религии Иудеев. Он пришел в Божий храм, и однако не был принят там. Теперь Он оставляет его, и храм остается пустым. Потому без Христа, отвергнув Христа, иудейская религия остается совершенно пустой и бессмысленной. В этом смысле мы должны отвергнуть мысли о том, что в наши дни иудейская религия, отвергающая Христа, может быть угодной Богу.

Однако, как мы показали выше, суд Божий заключается не только в оставленности Богом. Он имеет также и позитивную сторону. Храм остается не лишь пустым, покинутым Христом, но он будет и опустошен. От него не останется и камня на камне, в нем не будет совершаться богослужение. И более того, весь Иерусалим и Израиль будут разрушены. История Вавилонского плена и первого храма будет повторена, только в более грандиозных масштабах.

Христос — является полнотой выражения Божьей любви, верности и милости. В Нем всякий грешник может найти утешение и дерзновение в обращении к Богу. Однако, отвержение Христа не имеет прощения. Оно влечет за собой неудержимый гнев, ведь является полнотой презрения к Богу, отвержением полноты Его жертвенной любви.

4. Есть ли у Израиля еще надежда?

Как мы упоминали 39 стих открывает дверь для различных интерпретаций.

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Как понимать эту фразу? Является ли она пророчеством? Или же она является лишь условием, о котором неизвестно, будет ли оно исполнено или нет? Можно ли на основании этой фразы говорить о массовом обращении Израиля в конце времен? Можно ли говорить о Мессианском царстве Израиля (тысяча лет)?

Мне кажется первый вопрос, о котором можно говорить на основании этого текста, будет состоять в попытке проанализировать есть ли в словах Христа оптимизм, или даже пророчество, или же это лишь условие?

С одной стороны стих 38, как и весь контекст отрывка, вряд ли предполагают наличие позитивного смысла в этих словах. Христос категорически обличает Израильских лидеров и весь род сей, провозглашая грядущий суд и горе, и вдруг Он говорит позитивно. И все же это не исключено, подобно тому как тон Христа меняется в стихе 37. Более того, этому не противоречат пророческие речи, которые также не раз меняют крайне обличительный тон, говоря о строгости суда, на надежду, вспоминая о верности Божьей.

Также можно попробовать провести параллели со временем Вавилонского плена. Израильтяне не слушали пророческие призывы и предупреждения и в результате храм был разрушен, как и сам город. А Израильтяне были уведены в плен. И однако же им было предсказано возвращение и также покаяние. Не можем ли мы и сейчас во словах Христа увидеть будущую надежду?

Все же я думаю как первая так и вторая параллели вряд ли уместны. Ведь пророки, вспоминая Божью верность и милосердие, смотрят вперед именно на грядущего Мессию, которого и ждали Иудеи, и Он явился сейчас, как кульминация Божьей заветной верности и был отвергнут.

Далее следует подумать и о евангельской миссии, которая началась с Иерусалима и Иудеи. Иудеи были первыми адресатами проповеди апостолов. И однако же их общая реакция на проповедь была неприятием и даже жестоким отвержением. В первые десятилетия христианства, основными гонителями были именно иудеи. Это вполне согласовывается с горькими словами Христа в стихе 34. Потому, если в словах Христа и есть оптимизм, то Он вряд ли относится к ближайшему времени.

Мне кажется, что эти слова скорее следует воспринимать как упрек. Упрек состоит в том, что Иерусалимляне, не встретили Его должным образом, их приветствие не было сердечным и истинным. Также, мне кажется, что своими словами Христос показывает, что дверь спасения остается для каждого, кто искренне признает Его Мессией. И это вполне согласуется с результатами проповеди апостолов.

Список использованной литературы

1. Robertson, A. T. (1911). Commentary on the Gospel according to Matthew. New York: The Macmillan Company.

2. Carson, D. A. (1984). Matthew. In F. E. Gaebelein (Ed.), The Expositor’s Bible Commentary, Volume 8: Matthew, Mark, Luke (F. E. Gaebelein, Ed.). Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House.

3. Евангелие от Матфея, т. 2, 2002 (Мэтью Генри) Толкование на книги нового завета

4. St. Matthew Vol. II. 1909 (H. D. M. Spence-Jones, Ed.). The Pulpit Commentary. London; New York: Funk & Wagnalls Company.

5. Newman, B. M., & Stine, P. C. (1992). A handbook on the Gospel of Matthew. UBS Handbook Series. New York: United Bible Societies.

6. Simeon, C. (1832-63). Horae Homileticae Vol. 11: Matthew. London: Holdsworth and Ball.

7. Wiersbe, W. W. (1996). The Bible exposition commentary (Mt 23:37). Wheaton, IL: Victor Books.

8. France, R. T. (1985). Vol. 1: Matthew: An introduction and commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

9. Mills, M. S. (1999). The Life of Christ: A Study Guide to the Gospel Record (Mt 23:37–39). Dallas, TX: 3E Ministries.

1“But the language is identical in Luke 13:34 f. and in Matthew, so that it becomes more difficult, though not impossible, to think of the repetition.” – Robertson, A. T. (1911). Commentary on the Gospel according to Matthew (240). New York: The Macmillan Company.

2 “Certainly the lament is more integral to the setting in Matthew than in Luke»   Carson, D. A. (1984). Matthew. In F. E. Gaebelein (Ed.), The Expositor’s Bible Commentary, Volume 8: Matthew, Mark, Luke (F. E. Gaebelein, Ed.) (486). Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House.

 

3«Это повторение знаменательно, оно говорит о глубине и силе сострадания» – Евангелие от Матфея, т. 2, 2002 (Мэтью Генри) Толкование на книги нового завета

4It was his own city. Not his native city, but the capital of his land, and the royal city, to which he came as King (ch. 21:4, 5). Jesus was a patriot.”- St. Matthew Vol. II. 1909 (H. D. M. Spence-Jones, Ed.). The Pulpit Commentary (414). London; New York: Funk & Wagnalls Company.

5 “Prophets … those … sent to you may be interpreted as parallel expressions, employed for the sake of emphasis” – Newman, B. M., & Stine, P. C. (1992). A handbook on the Gospel of Matthew. UBS Handbook Series (726). New York: United Bible Societies.

6“is also laid down in the Mishnah (MSanhedrin 7:4) for false prophets.”- Carson, D. A. (1984). Matthew. In F. E. Gaebelein (Ed.), The Expositor’s Bible Commentary, Volume 8: Matthew, Mark, Luke (F. E. Gaebelein, Ed.) (487). Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House.

7  «but more probably “how often” refers to the duration of Jesus’ ministry.» Carson, D. A. (1984). Matthew. In F. E. Gaebelein (Ed.), The Expositor’s Bible Commentary, Volume 8: Matthew, Mark, Luke (F. E. Gaebelein, Ed.) (486). Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House.

8 “A hen, observing a bird of prey hovering over her young, instantly sounds an alarm, and calls them to her for protection.” – Simeon, C. (1832-63). Horae Homileticae Vol. 11: Matthew (523). London: Holdsworth and Ball.

9 “Your “house” is left to you (i.e., abandoned), whether by God (as in Jer 12:7) or Jesus (cf. Mt 24:1)” – Carson, D. A. (1984). Matthew. In F. E. Gaebelein (Ed.), The Expositor’s Bible Commentary, Volume 8: Matthew, Mark, Luke (F. E. Gaebelein, Ed.) (487). Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House.

10 “Another possible interpretation is that reference is to the Temple’s impending destruction,”-   Newman, B. M., & Stine, P. C. (1992). A handbook on the Gospel of Matthew. UBS Handbook Series (727). New York: United Bible Societies.

11 «In a few days he will be separated from them by death and burial» - St. Matthew Vol. II. 1909 (H. D. M. Spence-Jones, Ed.). The Pulpit Commentary (404). London; New York: Funk & Wagnalls Company.

12“the words until you say are expressed in Greek as an indefinite possibility rather than as a firm prediction; this is the condition on which they will see him again; but there is no promise that the condition will be fulfilled.” – France, R. T. (1985). Vol. 1: Matthew: An introduction and commentary. Tyndale New Testament Commentaries (336). Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

13“I would have … ye would not” summarizes the tragedy of final rejection of the truth. There is no argument here about divine sovereignty and human responsibility, for both are included.»Wiersbe, W. W. (1996). The Bible exposition commentary (Mt 23:37). Wheaton, IL: Victor Books.

14There is significant doctrinal import in this passage, for it reveals that while God’s will is to save mankind, yet man can exercise his free will to behave contrary to the way God would have it.- Mills, M. S. (1999). The Life of Christ: A Study Guide to the Gospel Record (Mt 23:37–39). Dallas, TX: 3E Ministries.

 

Leave a Reply