Книга Бонхеффера является довольно непростой и неоднозначной. В данный момент мне не под силу оценить ее в целостности. Для того, чтобы попробовать справиться с такой задачей, мне нужно было бы как минимум прочитать ее еще раз и у меня нет на это времени. Потому я лишь попробую осмыслить и представить одну его идею, изложенную в основном в главе «Призыв следовать».
Речь идет о взаимосвязи веры и повиновения. Бонхеффер отрицает обе следующие мысли, если они идут независимо одна от другой: «Только верующий повинуется» и «Только повинующийся верует». Первая приводит к дешевой благодати, а вторая приводит к законничеству. И та и другая, если их рассматривать отдельно, – суть неверие.
Ведь при таком подходе, у верующего необходимость к повиновению устраняется самим наличием веры. Человек оправдывает себя своей верой и остается в своем привычном мире, со своими привычными понятиями и религией. Таким образом, он сам лишает себя возможности проявить веру и действительно жить верой, следуя за Христом. Тем более такая аргументация отрицает необходимость простого повиновения. Человек остается в своем комфорте и безопасности, которые ему создало учение о том, что лишь верующий повинуется. А это и есть неверие. Это отсутствие следования за Иисусом Христом, а значит и отсутствие Христа вообще.
А у неверующего необходимость к повиновению устраняется осознанием его невозможности за отсутствием веры. Он думает – сначала я должен уверовать, а потом смогу повиноваться. И такой идеей он лишает себя возможности уверовать, оставаясь в неверии. И проблема в том, что и служитель, который проповедует слово, не может помочь таким людям. Их оправдание железно. Одним из них не нужно слово по причине их веры, а другим из них оно не нужно по причине неверия. И так как служитель не может забрать веру у одних и дать веру другим – он остается бессильным.
Второе утверждение «Только повинующийся верует», кажется, дает людям карты в руки. У них что-то есть, от чего они могут оттолкнуться. На основании этого утверждения, кажется, можно разработать стратегию обращения душ к Богу. Повинуйся, как Петр – оставь твои сети и следуй за Христом. Повинуйся, как должен был бы повиноваться богатый юноша – раздай все и следуй за Христом. Повинуйся так, как повиновался сухорокий – выйди на середину и исповедуй свои грехи. В конце концов, повинуйся так, как повинуемся мы – наш орден, наша партия. Прими участие в нашей ученической программе. Но как только мы сделаем этот вывод – «повинуйся и ты уверуешь» мы тут же станем на путь законничества – спасения по делам. Мы тут же сами лишим себя веры и возможности уверовать, потому что мы будем веровать не в Спасителя, а в дела, в наши программы или даже в Библейские примеры повиновения. А это уже неверие.
Как же быть? Какой выход предлагает сам Бонхеффер? Он настаивает, что мы не можем рассматривать эти утверждения отдельно, а потому должны рассматривать их вместе: «Только верующий повинуется и только повинующийся верует». Что это дает нам?
Это дает нам и практику веры, и ее верное осознание. Точно так же как веры не бывает без повиновения, так и повиновения не бывает без веры. Ты не сделаешь даже и одного шага без веры, но ты и не уверуешь, если не сделаешь этого первого шага в вере. Бонхеффер говорит:
Как послушание может быть названо следствием веры, так же точно следует назвать его и предпосылкой веры
В таком случае и служитель имеет способ вывести тех, кто спрятался в безопасности своей веры или своего неверия, своего послушания или своего непослушания в место, где вера может быть обретена или проявлена. Он говорит:
Только верующий послушен – это сказано повинующемуся среди верующих; только послушный верует – это сказано верующему среди повинующихся
Он призовет их к вере во Христа и повиновению Его словам. Перестань оправдываться неверием – начни повиноваться и живи верой, взирая на Христа. Если ты веришь, но не повинуешься, то ты и не веришь. Потому перестать оправдываться верой – начни повиноваться и живи верой, взирая на Христа.
Те, кто не повинуются, потому что не могут, должны веровать и повиноваться верой, взирая на Христа. Точно также тем, кто повинуется и уповает на свое повиновение, рассматривая его самоценно, должно оставить это упование, и взирать лишь на Христа, повинуясь лишь Ему верой. Ведь если они не веруют во Христа, а если они уповают на свое повиновение, то они уже не веруют, то они и не повинуются.
Однако та или иная опасность будут подстерегать нас на всем пути нашего следования за Христом. Как только мы начнем верой упразднять необходимость повиноваться – мы отпадаем от веры. И как только мы начнем своим повиновением упразднять необходимость верить – мы перестаем действительно повиноваться.
Избежать уклонения в одну или другую сторону нам поможет фокус во Христе. Важна не наша вера сама по себе, но наша вера во Христа. Также важно не наше повиновение само по себе, но наше повиновение Христу. Потому, когда Он призывает нас следовать – мы повинуемся и делаем шаг верой и к жизни по вере. Но не они сами привлекают наше внимание, а лишь Христос. И это принципиально. И только это настоящая вера и настоящее повиновение. Бонхеффер пишет:
Рядом с Иисусом уже более нет другого содержания